Cеть резиденций благополучия

Фото: Ундина Целитане. Предоставлено сетью резиденций благополучия.

 

Cеть резиденций благополучия основана на вдохновляющей концепции интеграции арт-резиденций в контекст социальных и медицинских учреждений закрытого типа. Успех проекта основан на активном сотрудничестве с международными и местными партнерами, а также на применении интерактивных и партисипативных (основанных на участии) подходов.

 

Этот реализуемый с 2018 года международный проект по развитию профессионального потенциала исследует практики организации так называемых резиденций благополучия в Латвии, России, Финляндии и Швеции. Входящие в сеть партнеры сосредоточились на создании:

  1. приспособленного под каждую конкретную организацию инструментария;
  2. общей методологии организации резиденций благополучия.

 

Художники и организации, работающие в сфере современного танца, перформанса и цирка в странах-партнерах, объединили свои усилия с профессионалами сферы социальных и медицинских услуг. Пилотные резиденции были организованы для тестирования, адаптации и настройки инструментария, а также оценки методологии. Это опыт будет описан в готовящейся в настоящее время публикации.

 

В рамках первого проекта, реализованного в 2018—2020 годах, были организованы аналитические центры и проведены семинары с целью разработки приспособленного под каждую конкретную организацию инструментария. В Латвии, России, Финляндии и Швеции партнеры взаимодействовали с тюрьмами, больницами, домами престарелых и организациями, оказывающими паллиативную помощь. Художественные проекты разрабатывались совместно с постояльцами этих учреждений на основе партисипативных методов.

Фото: Ундина Целитане. Предоставлено сетью резиденций благополучия.

 

Партнеров не остановило даже «социальное дистанцирование», характерное для повседневной и культурной жизни в 2020 году!

 

Например, в Латвии художница Вита Малахова, работающая в рамках программы резиденции благополучия «Сансуси», на исследовательском этапе проекта создала совместно с постояльцами резиденции художественные произведения с использованием телефонов. Затем, для того чтобы каждый раз создавать индивидуальный опыт, использовались устройства воспроизводства звука, а постоялец учреждения занимал позицию актера в часовом спектакле, который был создан на основе историй самих этих людей.

 

В среднем каждая резиденция длилась больше месяца, а подготовительный процесс занимал до полугода. Воздействие каждой резиденции на всех участников процесса в конкретных учреждениях было значительным. И оно расширяется, охватывая более широкое сообщество родственников и друзей. Что самое важное, проект создает ощущение представленности и включенности в искусство у людей, обычно лишенных этой привилегии. Он также повышает заметность людей, проживающих в учреждениях закрытого типа, и проблем, с которыми они сталкиваются, в художественной среде, более широком сообществе и в обществе в целом.

 

В настоящее время партнеры продолжают внедрять подобные практики на основе проектного финансирования, доступного в каждой отдельной стране.

Первый этап организации сети (2018—2020) финансировался из средств Фонда проектного финансирования Совета государств Балтийского моря и Программы мобильности в Северных и Балтийских странах. https://www.wellbeingresidency.net/contact-41039114Cross-art

You may also like

Проект Эйстюрланда в Исландии

Проект дизайна туристического направления Эйстюрланд разработан региональной туристской организацией FAUST и реализован региональной организацией развития бизнеса Austurbrú.

Слышать и танцевать? Как культурные и творческие индустрии могут взаимодействовать с «традиционными отраслями» на взаимовыгодной основе?

В рамках данной фокус-группы эксперты обсуждали сценарии выживания культурных и творческих индустрий и «традиционных отраслей» в мире до и после пандемии COVID-19.